close





пгт. Чернышевск-Забайкальский


Поселок городского типа в Забайкальском крае, центр Чернышевского района ,расположен по обе стороны р. Алеур при ее впадении в р. Куэнга, в 389 км (по ж.д.) к вост.-сев.-вост. от Читы. 

Заселение русскими территории современного Чернышевского района (степной части бассейна реки Куэнги) началось в конце XVIII века . Достоверно , с подтверждением архивными документами, известно, что село Алеур (Алеурская слобода) основано в 1698 году переселенцами из уральского Верхотурья. Известно так же, что после перехода эвенков в русское подданство и заключения в 1698 договора с Китаем, в степях по Нерче и Куэнге стали во множестве появляться казачьи и крестьянские заимки, котрые в дальнейшем часто перерастали в села. Таким населенным пунктом стало село Поповское, будущий Чернышевск.
Об основании этого села и истории его наименования существует легенда, связанная с историей Албазинской крепости. В легенде говорится: путь лежал по тайге. Продовольствия не было. Питались тем, что удалось добыть в пути. Истощенные голодом люди выбивались из сил, падали. Немало могил оставались на этом скорбном пути. Вместе с казаками шел и поп-священник албзинской церкви. Он нес престольный крест, иконы и богослужебные книги. До Нерчинска оставалось меньше ста верст, когда поп отстал и остался один. Проснувшись по утру он увидел красивую долину, окруженную поросшими сосновым бором, горами. Место ему очень понравилось, и он остался здесь жить. Привлеченные богатыми угодьями, сюда стали приходить и селиться около усадьбы попа крестьяне из других мест. Так родилось село названными Поповским. Без сомнения, это всего лишь красивая легенда. Но каждая легенда может содержать крупицы фактов.
Более реальная версия основания села Поповского опирается на архивные документы.. Так, в метрических записях Нерчинской соборной Воскресной церкви записано « 30 января 1731 года венчался Алеурской заимки посадский человек Алексей Емельянов сын Переломов с дочерью Чупрова Кирилла Марфою первым браком». Из этой записи следует, что на берегу Алеура, кроме Алеурской слободы, в 1731 году существовал еще один населенный пункт- Алеурская заимка.

Населенные пункты тогда, чаще всего назывались по фамилии основателей или наиболее многочисленных и влиятельных людей селения. В Чернышевском районе, например, так были названы села Яковлево (Икшица), Наделяево(Шивия), Кожино( Утан) и другие.
Известно, что Алеурская слобода (село Алеур) основанное в 1698 году переселенцами с Урала крестьянами. Но не они были первыми на берегах Куэнги и Алеура. В год их поселения заимка Нерчинских посадских людей уже существовала.
Строительство все новых сереброплавильных заводов в начале XVIII века, увеличение численности занятых на заводах мастеровых требовали все большего количества продовольствия. Приписанные к заводам, живущие рядом с ними горнозаводские крестьяне, хоть и обязаны были выращивать хлеб, больше занимались подсобными заводскими работами, связанными с заготовкой и перевозкой древесного угля, руды, строительством дорог и т.д. Произвести достаточное количества хлеба, заводских рабочих они не могли. Насильно переселяемых в Забайкалье крестьян расселяли слободами в пригородных для хлебопашества местах. Так, в долине реки Куэнга в первой половине XVIII века появись села Яковлево (Икшица), Наделяево(Шивия), Кожино( Утан),Николаевское ( Укурей), Ново-Покровское (Гаур), Курлыч, Старый Олов, Кадая и Новый Олов Их основали крестьяне насильно переселенные в 1743 году с Урала. На первые два года крестьяне освобождались от налогов и других повинностей, им давали ссуды деньгами, семенным зерном для посева. Но все нужно было начинать с нуля. Одежда и обувь, питание и жилье, сено и зимние загоны для лошади и коровы, выделенных казной- все нужно было добывать и делать своими руками Тяжело жилось на новом месте. Хлеба своего не хватало, к тому же частыми были неурожаи. Выручала богатым зверьем тайга, рыбные реки, сбор грибов и ягод.
В 1832 году заводское хлебопашество в Нерчинском горном округе было отменено. Бывшие «государевы десятины» были переданы в пользование крестьянам. В 1709 году появилось первое поселение оседлых эвенков на берегу Куэнги- Мильгидун. В 1808 году основано перенявшими оседлый образ жизни эвенками село Кумаканда, затем Улей ( 1763 или 1782), Бушулей и Тунгусский Олов ( Ново-Ильинск), Старый Олов. Все перечисленные эвенкийские села входили Зюльзинскую инородческую волость. С 1916 года центром волости стал Мильгидун. В начале 1770-х годов по левому берегу пограничной Аргуни были размещены казачьи поселки- караулы. С годами они выросли « караульские»( станицы). На территории будущего Чернышевского района в казачье сословие переведены крестьяне сел Курлыч, Алеур, Яковлево,Николаевское,Ново-Покровское,Кожино, Поповское.Центром казачьей станицы стал поселок Курлыч. В эту станицу вошли и близлежащие поселки нынешнего Сретенского района- Адом,Абрамовка,Мыгжа, Чикичей. Всего в станице было 12 поселков. Станицу назвали Спасской, так как в Курлыче еще в 1774 году была построена деревянная престольная Спасская церковь. Она существовала до 1903 года, когда в поселке было завершено строительство одного из красивейших, дошедших до наших дней храмов архитектора Г.Г. Шплета. Крестьянскими остались притаежные, малоземельные села Старый Олов, Кадая и Новый Олов. Не стали казачьими и инородческие (эвенкийские) села Мильгидун, Кумаканда, Тунгусский Олов, Улей и Бушулей. В конце 1760-х годов в Нерчинск привезли несколько десятков семей староверов. Их расселяли в пределах Нерчинского уезда. Так в долине реки Куэнги появились селения Лукдун, Анамжак, Бородинское.

По материалам книги «История и география Чернышевского района» Чита 2003г.Ю.С.Орлов